ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Этих «особенных» детей в нашем обществе значительно больше, чем, скажем, детей с синдромом Дауна или же малышей, больных диабетом. Но для них не было создано ни специализированных детсадов, ни школ, нет ни одной разработанной системы диагностики и терапии. Каких-то двадцать лет назад в советской медицине диагноза «аутизм» просто не существовало.

Очевидно, поэтому адаптация в обществе людей с аутизмом происходит еще сложнее, чем адаптация детей с другими ограниченными возможностями здоровья. И это тогда, когда специфика их мироощущения — чрезмерная, колоссальная уязвимость…

Многие дети с аутизмом избегают зрительного контакта, однако, когда требуется помощь, начинают тянуть взрослого за руку. Фактически в этом случае они обращаются именно к руке, за которой, в конечном итоге, не всегда видят человека.
Также ребенок с аутизмом не понимает ощущений другого человека и не воспринимает другого опыта. Поэтому он может казаться невоспитанным или некультурным. У такого ребенка нет эмпатии, которой наделены все здоровые люди, нет ощущения такта и понимания.

Вместе с тем эти дети очень искренни. Если посмотреть на них с философской точки зрения, то они будто показывают, каким могло быть человечество в идеале. Только мы такую чрезмерную искренность расцениваем, скорее, как негатив…

Мы должны учитывать, что, кроме аутизма, у человека могут быть и сопутствующие диагнозы — отсутствие зрения, слуха или же умственная отсталость. Эти диагнозы могут идти в паре с аутизмом, а могут и нет.

Вместе с тем примерно десять процентов людей с аутизмом наделены особыми способностями или даже гениальностью в сферах музыки, рисования, математики и во многих других.

Таких ребятишек часто называют невоспитанными, что очень травмирует родителей. Проблемы поведения вытекают из диагноза ребенка, а мы привыкли оценивать людей по внешности. Поэтому адаптация таких детей в жизненном пространстве в значительной степени зависит от уровня развития и сознания общества, в котором они воспитываются.

Из-за расстройства способности к общению человек с аутизмом может, например, не говорить и не заменять язык жестами, как это делают дети с недостатками слуха. Или говорить очень редко, или же имея способность говорить, не использовать речь.

Из-за расстройств воображения у детей с аутизмом возникают проблемы с обобщениями и странное поведение. В этом плане даже бездомные социально адаптированы, поскольку у них есть жизненный опыт и способность к подражанию. Ребенок с аутизмом не умеет подражать. Поскольку же вся система обучения построена именно на подражании, то с этим возникают серьезные трудности.

Развитие ребенка с аутизмом очень негармоничное. Доктор медицины Михал Вронишевски, психиатр, президент варшавского фонда «Синапсис», который занимается такими детьми, часто любит повторять: «Мозг ребенка с аутизмом — это Pentium 4, в котором перемешаны файлы». Вроде бы все есть, но оно между собой не взаимодействует.

Поскольку об аутизме в нашем обществе известно очень мало, семья, в которой воспитывается ребенок с таким расстройством, часто попадает в социальную изоляцию. Мы можем даже говорить о сиротстве целой семьи в обществе. Я убеждена, что в процессах формирования гражданского общества очень много значит, собственно, позиция родителей. Как только они перестанут бояться и начнут говорить о потребностях своих детей, об отсутствии детских садов и школ с соответствующими специалистами и условиями для детей, доброй терапии для лиц с аутизмом, учебных планов и программ для школьников, ситуация начнет качественно меняться.
Ведь кто узнает о проблемах и потребностях детей с расстройствами спектра аутизма, если сами родители их будут замалчивать? Очень важно понимать: если детям с аутизмом помочь, то есть оказать своевременную помощь — хорошую диагностику и качественную интенсивную терапию, — то большинство из них сможет нормально учиться в обычных школах, получать образование и работать на развитие своего государства.